О том, что необходимо страховать частную недвижимость, мы уже писали в нашей статье. Но ведь и коммерческая недвижимость представляет для своих владельцев не меньшую ценность. Ведь невозможно представить себе бизнес без используемого имущества. Надо ли страховать и его тоже? Уверены – стоит. И вот почему.
О чем вообще речь?
Коммерческой недвижимостью называют те квадратные метры, которые используются для ведения бизнеса. Практически все, что приносит своему хозяину деньги, можно отнести к такому типу недвижимости.
Есть классификация коммерческой недвижимости по своему назначению:
- Торговые помещения. Все те места, где мы можем что-то купить или продать. Магазины, рынки, салоны красоты (да, это тоже про торговлю – нам продают услуги), автосалоны, аптеки и торговые центры.
- Офисные помещения. Наши любимые места, куда мы так стремимся каждое утро на работу – те самые open space, кабинеты, конференц-залы и переговорные комнаты.
- Индустриальные площади. Понятно из названия – речь о фабриках, заводах, складах, цехах и тому подобном. Проще говоря, о тех местах, где могут разместить и использовать производственное оборудование.
- Социальные площади. Помещения, в которых осуществляется деятельность медицинской, образовательной, спортивной, научной сферы и тому подобное. Тут речь о школах, детских садах, больницах и клиниках, спортивных и фитнес центрах.
Интересный факт: то, что мы привыкли считать жилой недвижимостью, может изначально являться коммерческой. Мы имеем в виду строительство многоквартирных домов. До тех пор, пока дом не сдан, квартиры не переданы в собственность жильцов, с точки зрения компании-застройщика его можно считать коммерческим инвестиционным проектом. А уже после завершения строительства, продажи квартир и заселения новых собственников, площади переходят в частную недвижимость и так называемые «места общего пользования жильцов» — подвалы, подъезды, чердаки, лифты и лестничные клетки.
Есть и еще один, отдельный вид коммерческой недвижимости – площади свободного назначения. Это такие помещения и здания, которые могут использоваться для разных целей. Помните, несколько лет назад в Москве сносили «некапитальные строения» — небольшие модульные здания, используемые чаще всего для магазинчиков или ремонтных мастерских? Вот такие «ларьки» как раз и являются примером площади свободного назначения. В законодательной базе РФ не закреплено определение, что именно должно располагаться в таких местах. Владелец сам решает, какой объект разместить в подобном строении.
Кому это надо?
Когда мы говорим о коммерческой недвижимости, тем более в части необходимости страхования, надо понимать, что пользователями таких площадей могут быть совершенно разные люди. Разные по своему юридическому статусу (по всем остальным характеристикам – тоже. Но мы не об этом).
Далеко не всегда имуществом юридического лица пользуется сам собственник помещения. Зачастую коммерческую недвижимость приобретают для перепродажи или, что чаще, сдачи в аренду. Почему так происходит?
Представим себе, что у вас есть идея построить большой торговый центр. И есть земельный участок, на котором вы можете это сделать. Вы готовы инвестировать в проект, найти архитектора, инженера по коммуникациям, подрядчика-застройщика и всех остальных необходимых специалистов. Но это совершенно не означает, что вы же и будете торговать на построенных площадях. Может, вы вообще ничего не смыслите в торговле. Зато можете предоставить во временное пользование помещения тем, кому нужно где-то открыть свой магазин.
В этом случае вы останетесь собственником коммерческой недвижимости, но не ее пользователем – им будет арендатор. И в такой ситуации вы разделите с ним ответственность за состояние, содержание и эксплуатацию помещений. Чуть забегая вперед, добавим, что и страхование этой недвижимости может стать в таком случае не только вашей головной болью.
Кому нужна коммерческая недвижимость, если есть удаленка?
Пандемия коронавируса действительно внесла свои коррективы в рынок коммерческой недвижимости. Действительно, карантин заставил на какое-то время многие организации перейти на удаленную работу. Однако уже летом 2020 года компании стали возвращаться в офисы. Причем примерно половина из них, согласно статистике, вынуждена была сменить помещение.
В 2021 году рынок недвижимости стабилизировался – спрос на офисы и торговые площади вернулся к прежним показателям. А вот стоимость таких помещений выросла. Этому поспособствовал рост цен на стройматериалы, в случае с новыми зданиями, и желание владельцев коммерческой недвижимости быстрее покрыть свой ущерб.
Да, действительно, за время карантина многие собственники коммерческих площадей потерпели серьезные убытки. Основных причин можно выделить две:
- Отсутствие спроса. Пока мы все сидели по домам, у предпринимателей просто-напросто не было денег на арендную плату. К тому же многие действительно перешли на удаленную работу.
- В период самоизоляции количество проникновений в одни только офисные центры увеличилось на 20%. Представьте себе, каково было собственнику такого офиса, которому даже не на что закупить новое оборудование взамен украденного, по причине, указанной в первом пункте.
Такой опыт научил владельцев коммерческой недвижимости важности страхования. Тенденции таковы, что больше никто не готов сдавать в аренду свою собственность без заключения договоров добровольного страхования коммерческих площадей.
Но страховать свое имущество нужно максимально грамотно.
Как правильно застраховать коммерческое помещение
Последнее время увеличение обращений в страховые компании на заключение договоров страхования недвижимости юридических лиц сопровождается ростом недовольства страхователей. Претензии формируются у тех, кто уже сталкивался с различными инцидентами и был вынужден обратиться за страховой выплатой. И очень часто причиной таких разногласий со страховой компании являются вовсе не попытки последней удержать всеми силами денежные средства у себя. Мы уже писали в своих предыдущих статьях, что для страховой компании своевременная и удовлетворяющая клиента выплата за причиненный обстоятельствами ущерб является гарантом хорошей репутации, а вместе с тем и постоянного спроса на услуги. Так вот, зачастую клиент сам допускает серьезные ошибки: нарушает условия страхового полиса, игнорирует требования по содержанию коммерческого имущества, нарушает процедуру обращения за страховой выплатой.
Чтобы не допустить первую ошибку, специалисты (и здравый смысл) настоятельно рекомендуют внимательно и скрупулезно читать условия страхового договора. Очень часто клиент не уделяет должного внимания описания рисков, от которых его защитит полис. Например, уточняйте, что конкретно входит в определение «возмещение ущерба в результате залива водой»: эта формулировка распространяется на протечку крыши во время дождя, или подтопление помещения соседями тоже включено в такой вид риска? Другой пример – проговорите с вашим страховым специалистом, от каких именно стихийных бедствий вас защитит полис? Наверняка у страховой компании в правилах страхования этот момент описан достаточно подробно, чтобы вопросов больше не осталось.
Помните, что наличие страховки совершенно не освобождает вас от необходимости следить за состоянием недвижимости. Если причиной причиненного зданию ущерба будет назван износ конструкций или коммуникаций, страховщик откажет в выплате. Поэтому очень важно добросовестно относиться к текущим ремонтам и правильной эксплуатации помещений.
И не забывайте, что процедура подачи заявления на получение страховой выплаты – строго регламентированный процесс. О полученном повреждении, о любом происшествии необходимо сообщать незамедлительно, предварительно зафиксировав факт получения имуществом повреждений.
Можно ли застраховаться экономно?
Можно. Допустим, у вас нет финансовых средств на полную страховку всего на свете от всего на свете. Но защитить хоть что-то вы считаете необходимым. Тогда вам нужно понять для себя, на что именно вы готовы потратить деньги. Вы можете застраховать только само здание – его конструктивные элементы, коммуникации. Если вы являетесь не владельцем, а арендатором, имеет смысл включить в такую страховку и отделку – ту, которая принадлежит собственнику занимаемой площади.
Но все же настоятельно рекомендуется не экономить на страховке. В договор лучше включить и отделку, сделанную арендатором, и оборудование, и мебель, и товарные запасы. Да, в первом случае вы заплатите за полис меньшую сумму. Но представьте, что пожар или потоп все же произошли. Вряд ли огонь или вода снисходительно пощадят ту часть имущества, на страхование которой вы решили не тратиться. И уж наверняка сумма ущерба ударит по вашему карману куда сильнее, чем стоимость страхового полиса.
Что может предложить ЕВРОИНС?
ЕВРОИНС предлагает широкий набор программ страхования имущества предприятий и организаций, находящегося в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, найме, аренде или передаваемого в залог. Риски, от которых вы считаете необходимым застраховаться, вы выберете сами. Это может быть пожар, залив, взрыв, удар молнии, противоправное действие третьих лиц, несчастный случай и так далее.
ЕВРОИНС является обладателем Сертификата соответствия «Центра сертификации поставщиков», подтверждающего право компании на участие в тендерах и государственных заказах в качестве надежного и эффективного исполнителя. Больше того, наша компания занимается страхованием юридических лиц с 2003 года – достаточно долго, чтобы стать профессионалами своего дела. Согласитесь, доверять свой бизнес, имущество, являющееся источником дохода, хочется специалистам высокого уровня.
Для оформления договора страхования недвижимости юридических лиц можно оставить заявку на сайте, позвонить по телефону 8 (800) 333-86-47 или же заказать обратный звонок. Наши менеджеры не только ответят на все вопросы, касательно заключения договора и оплаты полиса, но и будут вас курировать в течение всего срока действия полиса.
Расширяйте свой бизнес, покоряйте новые вершины, достигайте успехов. И не забывайте о безопасности средств их достижения. А мы с радостью вам в этом поможем!