Весной этого года в водах Суэцкого канала разыгралась настоящая трагедия. В марте контейнеровоз Ever Given во время своего рейса из Китая в Роттердам сел на мель в канале, полностью перегородив его. Навигация в Суэце была нарушена неделю – именно столько времени понадобилось на разблокировку канала. Подробнее об этом случае можно почитать в нашей статье.
Пострадавших в этой истории много. Судовладелец Ever Given, по итогам достигнутых договоренностей с администрацией Суэцкого канала, должен будет выплатить почти миллиард долларов США компенсации. Однако, и он сам, и владельцы грузов, которые находились на борту контейнеровоза, также являются потерпевшей стороной. Кто же возместит убытки от причиненных судну повреждений, вследствие посадки на мель? Страховая компания поможет оплатить расходы.
Немного истории
Морское страхование – совершенно необходимая мера безопасности для каждого судовладельца, оператора корабля или грузоперевозчика. Хотя морской страховой договор и не на слуху у обывателя, на самом деле страхование водных судов – самая древняя отрасль.
Морское путешествие всегда сопровождалось рисками. Пострадать мог и сам корабль, попав в шторм или сев на мель, и грузы, которые могли повредиться во время качки или испортиться из-за затянувшегося по каким-то причинам рейса. Неудивительно, что мореплавателей так волновало желание как-то уберечь себя и свое имущество от лишних финансовых затрат.
В Средние века самыми успешными купцами-мореплавателями в Европе были флорентинцы, генуэзцы и венецианцы. Уже в 14 веке они заключали договоры страхования грузов и кораблей, имели реальные прецеденты по выплатам страховых возмещений: подтверждение тому было найдено в документальных архивах Генуи, датируемых серединой 14го века.
Британцы и голландцы несколько столетий спустя ощутимо продвинулись как в вопросах построения мощного военного и торгового флота, так и в страховании. Впервые Закон о морском страховании был принят в 1600 году в Англии. Тогда же была составлена форма полиса и разработаны правила страхования судов и грузов, которыми пользуются и сейчас.
А что сейчас?
Страхование морских и речных судов сегодня так же востребовано, как и сотни лет назад – на долю судоходства приходится 90% мировой торговли. Объектом страхования может быть любой имущественный интерес: судно, груз, фрахт, ожидаемая прибыль от груза, заработная плата членов экипажа, ответственность судовладельца и прочее.
Интересно, что в последние годы страхование водных судов стало востребованным не только у крупных морских компаний (судовладельцев, грузоперевозчиков, операторов кораблей), но и у частных лиц. Дело в том, что количество маломерных судов (яхт, катеров) растет с каждым годом, а рисков у такого вида транспорта немногим меньше, чем, скажем, у крупных нефтеналивных танкеров. На моторных или парусных яхтах так же может стоять дорогостоящее оборудование, повреждение которого очень дорого обойдется хозяину. А есть риски, которым более подвержены именно маломерные суда – вряд ли кто-то попробует украсть военный эсминец, а вот угон катера от причала, кажется, все-таки более осуществим. Да и в целом, профессионалы и любители, которые занимаются яхтенными видами спорта, прекрасно знают непреложное правило: выйти на большую воду без страховки недопустимо.
Методика морского страхования
Сегодня страхование морского и речного транспорта включает в себя следующие основные виды:
- Страхование судна (КАСКО). Слово «КАСКО» произошло от голландского «casco» – корпус. Отталкиваясь от этого определения, нетрудно догадаться, что здесь имеется в виду возмещение убытков от повреждений или гибели корпуса судна с его машинами, оборудованием и такелажем. Можно застраховать не только уже эксплуатируемый корабль, но и судно еще не спущенное на воду (в постройке), а так же фрахт (арендную плату за пользованием судном для перевозки грузов), расходы по снаряжению и эксплуатации корабля.
- Страхование перевозимых грузов (КАРГО). Страхование груза на всем протяжении его транспортировки, «от склада до склада». Стоит отметить, что, несмотря на наличие стандартных условий страхования КАСКО, все же некоторые грузы страхуются по особым правилам (особоценные, скоропортящиеся и тому подобные).
- Страхование ответственности. Здесь речь идет о покрытии рисков гражданской ответственности перевозчика, например, при столкновении судов.
- Страхование экипажа (жизни и здоровья команды и капитана, их заработной платы).
Необходимо уточнение – не все перечисленные виды страхования являются заботой судовладельца. Конечно, сам корабль, его оборудование и корпус, представляет имущественный интерес для собственника судна. Он и заинтересован в морском страховании КАСКО.
А вот застраховать груз – головная боль грузоперевозчика. Что же касается гражданской ответственности и экипажа, то здесь заинтересованной стороной является компания, которая судно эксплуатирует (и не всегда эта организация является владельцем корабля).
О страховании КАСКО судов подробнее
Судно совершенно любого типа может быть застраховано в рамках данного вида страхования. Но какие вообще виды судов мы знаем?
- Пассажирские (Круизные суда и паромы);
- Грузовые (Сухогрузы, контейнеровозы, рыболовные, танкеры, рефрижераторные и тд.);
- Маломерные суда (Катера, парусные и моторные яхты, моторные лодки);
- Иные (Военные и научно-исследовательские корабли, ледоколы, плаврестораны и плавучие пристани и дебаркадеры).
Как видите, разнообразие водного транспорта огромно. Потому и страховые риски для разных видов судов могут быть разные. В ЕВРОИНС выделяют четыре основных типа рисков в рамках страхования КАСКО:
- С ответственностью за гибель и повреждения:
- ущерб, причиненный полной гибелью корабля, или расходы по устранению повреждений его корпуса, механизмов,
машин, оборудования; - убытки, расходы и взносы по общей аварии по доле судна;
- финансовый ущерб, полученный из-за затрат на спасание корабля;
- финансовый ущерб, полученный из-за затрат на предотвращение, уменьшение и установление размера убытка;
- ущерб, причиненный пропажей корабля без вести.
- ущерб, причиненный полной гибелью корабля, или расходы по устранению повреждений его корпуса, механизмов,
- С ответственностью за повреждения:
- расходы по устранению повреждений судна, его механизмов, машин или оборудования;
- убытки, расходы и взносы по общей аварии по доле судна;
- финансовый ущерб, полученный из-за затрат на предотвращение, уменьшению и установлению размера убытка.
- С ответственностью только за полную гибель судна, включая расходы по спасению:
- ущерб, причиненный полной гибелью корабля;
- финансовый ущерб, полученный из-за затрат на спасание корабля, по предотвращению, уменьшению убытка и по
установлению его размера.
- С ответственностью только за гибель судна:
- ущерб, причиненный полной гибелью корабля.
Сложно сказать, от каких именно рисков стоит защитить свое судно собственнику. С одной стороны, чем более полный пакет страхования вы выберете, тем выше будет стоимость страховки. С другой стороны, в мировой истории судоходства уже были примеры, когда владельцы корабля очень недооценивали возможные риски. Как известно, на всякое непотопляемое судно найдется свой айсберг.
Однако, необходимо понимать, что полное страхование судна не снимает ответственности с судовладельца за состояние его корабля. Так, если страховая компания сможет доказать, что в рейс было отправлено судно, не прошедшее соответствующую техническую проверку, в неисправном состоянии, ветхое – ждать выплаты по договору в случае аварии не стоит.
Как рассчитать страховую сумму?
Сумма страхования зависит от стоимости вашего судна на момент заключения договора. Существует несколько методов для расчета стоимости судна, один из них подразумевает привлечение специалиста-оценщика – сюрвейера.
Сюрвейер – это технический эксперт, делающий всю работу по оценке имущества. Необязательно именно корпуса корабля или его оборудования – такие оценщики нужны и при расчете стоимости перевозимого груза для страхования КАРГО. И этих же специалистов привлекают в ситуациях, для оценки ущерба в случае аварий на самом корабле или когда что-то случилось с грузом.
После проведения осмотра имущества, необходимых замеров, фото (а иногда и видео) наблюдения, готовится сюрвейерское заключение об оценке имущества. Оно и будет основанием для расчета страховой суммы.
Если сюрвейер не привлекается к оценке стоимости корабля, основанием для расчета страховой суммы будет балансовая стоимости судна или цена, указанная в договоре купли-продажи.
Как заключить договор страхования судна КАСКО?
Допустим, у вас на руках уже есть заключение сюрвейера с указанной стоимостью вашего корабля. На основании этого документа вы понимаете, какая страховая сумма будет в договоре КАСКО. Что еще от вас требуется?
Во-первых, необходимо определить срок страхования. Морские и речные суда можно застраховать на период рейса, так и на более длительное время – несколько месяцев, год и более. Правда, если вы страхуете корабль на время рейса, страховая компания запросит у вас информацию о сроках начала и окончания плавания, начальном и конечном пункте рейса, а так же обо всех портах, куда корабль должен будет зайти на протяжении маршрута плавания. Если же страховка нужна, скажем, на год, то достаточно будет указать территорию плавания.
Имея представление по всем необходимым условиям страхования, заполняется Заявление на страхование. В нем вы указываете, от каких рисков хотите застраховать корабль и на какой срок, прописываете основные технические характеристика судна и его оборудования. На основании такого заявления будет составлен Договор страхования. Все, что останется – оплатить и получить страховой полис (договор страхования).
Выбор страховой компании – тоже важная деталь. Доверять защиту своего водного транспорта лучше, конечно, профессионалам. ЕВРОИНС по итогам первого квартала 2021 года входит в ТОП-10 российских страховых компаний: поступления по страхованию морских судов КАСКО и ОСАГО составили за указанный период почти 50 млн рублей.
Страховать морские и речные суда нужно обязательно – вода хоть и прекрасная стихия, но опасная. Процедура заключения Договора страхования судна КАСКО не так сложна, как кажется – надеемся, что в статье мы смогли ответить на основные вопросы по теме. Позаботьтесь о своевременном страховании, и вперед – к новым берегам!