КАСКО – вид добровольного страхования, по которому можно получить компенсацию ущерба при повреждении или угоне автомобиля. Часто этот полис – обязательное требование банка для оформления автокредита, поэтому он имеется у многих людей. Но не все знают, что по КАСКО можно также оформить выплату за утрату товарной стоимости. Рассказываем, кто может получить деньги за УТС, и как это сделать.
Что такое УТС
Утрата товарной стоимости – это снижение цены автомобиля в результате ремонта, который требуется после ДТП или других страховых случаев. Даже если восстановительные работы выполнены идеально, технические характеристики автомобиля меняются и снижают его рыночную стоимость.
Размер УТС – это разница между стоимостью автомобиля после аварии и аналогичной машиной без повреждений. Прикинуть эту сумму «на глазок» нельзя. Есть специальные методики расчета, которыми пользуются страховые компании и судебные органы. Размер показателя меняется в зависимости от того, какие узлы и детали автомобиля были повреждены и отремонтированы.
В законодательных актах нет конкретного определения того, что такое утрата товарной стоимости, и в каких случаях ее компенсируют. Но есть постановление Верховного суда, которое приравнивает УТС к реальному ущербу. На основании этого документа автовладельцы в случае ДТП могут получить компенсацию вместе с другими выплатами по ОСАГО. С КАСКО все сложнее – ни один закон не регламентирует обязанности страховых компаний в таких ситуациях, поэтому они действуют на основании договора.
Кто может получить УТС
Утрата товарной стоимости возникает в результате ДПТ, пожара, стихийных бедствий или других страховых случаях. Но возмещение положено не всем. Чтобы претендовать на компенсацию, автомобиль должен соответствовать определенным критериям:
- для отечественных машин возраст − до 3 лет, пробег – до 50 000 км, износ до 35%;
- для иностранных авто возраст − до 5 лет, пробег – до 100 000 км, износ до 40%;
- автомобиль ранее не имел повреждений и не ремонтировался.
Эти требования подразумевают, что УТС могут получить только владельцы относительно новых авто, которые эксплуатировались в стандартных условиях и ранее не были в авариях. Такие правила логичны, потому что для старых автомобилей товарную стоимость рассчитать очень сложно. Или машина может быть новой, но владелец использует ее для работы в такси или в автошколе. Нагрузка на транспортные средства там выше стандартной, поэтому измеряют также износ.
Часто в договоре прописано, что утрату товарной стоимости автомобиля может получить только пострадавшая сторона. Если владелец полиса сам виноват в ДТП, выплата не производится.
УТС при ремонте на СТО
В зависимости от условий договора, владелец автомобиля после аварии может получить средства на ремонт или направление в сервисный центр. В первом варианте все понятно: вместе с документами по страховому случаю можно направить заявление на выплату УТС. Тогда компания рассмотрит все документы сразу и перечислит сумму на ремонт и компенсацию за утрату товарной стоимости.
Сложности возникают в ситуации, когда по договору денежного возмещения не предусмотрено. Владелец должен доставить машину в сервисный центр и затем забрать ее после восстановительных работ. В таком случае получить УТС сложнее, ведь страховая компания обязуется самостоятельно привести автомобиль в рабочее состояние.
Тем не менее, в некоторых случая претендовать на компенсацию можно. Как не ремонтируй автомобиль, вернуть его в первоначальное состояние не удастся. Значит, товарная стоимость все-таки будет утеряна. Если в договоре прописана возможность возмещения по УТС, владелец может подать заявление на денежную выплату. При этом нужно учитывать, что компенсация возможна только при определенных ремонтных работах:
- восстановление кузовной формы;
- полная или частичная замена деталей кузова;
- замена внутренней отделки или ее снятие для проведения работ;
- окрашивание кузовной части;
- нарушение заводской сборки в ходе ремонта.
Такие ремонтные работы существенно влияют на техническое состояние автомобиля, даже если они произведены специалистами с использованием оригинальных запчастей. В дальнейшем в процессе эксплуатации могут появиться негативные последствия, связанные с вмешательством в инженерные узлы. Поэтому такой ремонт существенно влияет на стоимость автомобиля, снижая ее.
Некоторые виды работ не подразумевают утрату товарной стоимости. Обычно УТС не считают, если выполнен ремонт первой степени сложности. Когда после ДТП требуется только замена фары, страховая направит владельца в сервисный центр. Там проведут необходимые восстановительные работы, но на компенсацию в таком случае рассчитывать не приходится.
Как получить УТС по КАСКО
Обычно УТС взыскивают по ОСАГО. Нормативная база по таким ситуациям давно проработана, поэтому процесс не вызывает сложностей. Но бывает, что обратиться за компенсацией по стандартной процедуре невозможно. Например, у виновника аварии нет полиса ОСАГО или бланк поддельный. Если у пострадавшей стороны есть КАСКО, можно попробовать получить компенсацию в своей страховой.
Первое, что нужно сделать перед обращением – изучить договор страхования. КАСКО отличаются по рискам, включенным в программу. Иногда в договоре прямо сказано, что возмещение УТС по данному полису не производится. В таком случае обращение не имеет смысла. Но если подобного пункта нет, и УТС входит в список рисков, страхователь имеет право обратиться за деньгами. Порядок действий при этом следующий:
- Обращение в страховую компанию с заявлением.
- Проведение экспертизы для оценки ущерба.
- Получение ответа после рассмотрения, и выплаты при положительном решении.
Чтобы претендовать на выплату, нужно подготовить пакет документов по страховому случаю и обратиться с ними в компанию. Стандартно потребуются следующие бумаги:
- заявление;
- полис КАСКО;
- паспорт;
- водительское удостоверение;
- документы на автомобиль (ПТС, СТС);
- подтверждение наступления страхового случая (например, справка из ГИБДД).
Документы можно отправить заказным письмом или отнести в офис компании. Специалисты могут также запросить дополнительные данные. Нужно быть на связи и оперативно предоставлять информацию, чтобы рассмотрение дела не затягивалось.
Экспертиза нужна, чтобы подтвердить возможность обращения за выплатой. Сперва специалисты изучают документы на автомобиль, затем – его техническое состояние. После осмотра владелец получает официальное заключение. Обычно экспертизу проводят сотрудники страховой, но можно обратиться в сторонние организации. В таком случае заключение экспертизы нужно приложить к пакету документов, которые будут отправлены в компанию.
Если в выплате отказано, страхователь имеет право обратиться в суд. Перед этим важно уточнить, почему компания не может компенсировать УТС. Крупные страховые не будут отказывать без причины, и если все документы оформлены правильно, проблем с выплатой не возникает. Возможно, ситуация действительно не подразумевает компенсации по условиям договора или из-за ограничений законодательства. В таком случае деньги на судебные издержки будут потрачены зря.