Европейский индивидуальный сервис
Главная /  Статьи /  Готовим автомобиль к зиме

Готовим автомобиль к зиме

Как говорил один известный персонаж одной не менее известной саги: «Зима близко». Так и есть – до морозов, снега и гололеда осталось что-то около полутора месяцев. За это время нужно правильно подготовить к холодному сезону свой автомобиль.

Мы собрали советы экспертов и составили свой чек-лист. Надеемся, он поможет уберечь ваше личное авто от возможных неприятностей с наступлением зимних холодов.

Обуваемся по погоде

Первое, что приходит на ум, когда мы говорим о подготовке машины к морозам, – замена шин с летнего варианта на зимний. Что вообще такое зимняя шина? Это такой вид покрышек, который позволяет автомобилю сохранять, либо увеличивать сцепление с поверхностью, сокращая тормозной путь на мокрой или скользкой дороге. При этом резиновая смесь, используемая для изготовления, сохраняет свою эластичность в условиях низких температур. Зимние шины бывают различных видов: ошипованные, ламелизированные, шины расширенного диапазона эксплуатации.

Сделаем небольшое отступление и расскажем об истории такой автомобильной «обуви». Считается, что первые зимние шины были представлены потребителю в 1933 году компанией Michelin. Нужный эффект улучшенного сцепления на обледенелой или заснеженной дороге достигался шипами. Годом позже в Финляндии был придуман новый состав резины для зимы – она сохраняла эластичность на морозе и позволяла автомобилю передвигаться даже по льду.

Однако знатоки говорят, что французы и финны не были первопроходцами. В конце 19го века, конечно, машины были далеко не так популярны, как в 20м. Но вопрос о передвижении колесного транспорта по зимним дорогам уже стоял. В 1896 году были запатентованы первые велосипедные покрышки для передвижения по льду – это был первый раз, когда на колесо было предложено нанести объемный рисунок протектора.

Примерно в то же время начинаются эксперименты с материалами для шин. В начале 20го века еще используется специальная хлопковая кордная ткань – эластичная и довольно прочная. Затем стали использовать бессажевую резину на основе натурального каучука. Так как в составе этого материала не было углеродного наполнителя, такие покрышки, увы, были недолговечны – пробег такого колеса составлял в среднем 2-3 тысячи км пробега, в лучшем случае доходил до 6 тысяч, но не более того. Однако в 1912 году уже упомянутый нами выше Michelin начинает выпускать шины с кордом и углеродным наполнителем. В каком-то смысле это был прорыв – срок службы покрышек увеличился в 6 раз. К концу 1920х годов развитие химической промышленности позволяет использовать для производства покрышек ускорители вулканизации, синтетический каучук, антиоксиданты, оксид цинка и стеариновую кислоту. Все эти новшества были призваны для того, чтобы шина стала как можно более прочной, а машина – проходимой. В том числе при неблагоприятных погодных условиях.

Первый прототип современной шипованной резины появился в 1920х в США – братья Шеннон предложили оснащать колеса шипами, которые выпирали из конструкции на несколько миллиметров. Это серьезно повысило уровень сцепления с поверхностью дороги.

Современные и привычные нам зимние шины появятся в 1960х: с приближенными к современным материалами, шириной колеса, рисунком протектора и шипами.

Однако сегодня в большом количестве стран шипованная резина запрещена – основной причиной называют вред, который наносится дорожному покрытию. Эти ограничения не касаются государств, где морозы стоят внушительную часть года – в Северной Европе, России, Канаде (кроме Онтарио на юге страны).

Итак, первым делом обязательно переобуйте свой автомобиль. Это не тот пункт, к которому стоит отнестись с пренебрежением или сэкономить: уже при +5 летняя резина отвердевает, делая тормозной путь автомобиля длиннее на 8-10 метров. А зимы у нас все-таки куда холоднее.

Поверяем аккумулятор

Кто из автомобилистов не видел чудесную картину: зима, снег, морозное утро, двое на парковке… Нет, это не романтичное свидание. Один из этих двух персонажей на стоянке «прикуривает» второго – у невезучего водителя сел за холодную ночь аккумулятор. Но в везении ли дело?

Причина такого быстрого разряжения АКБ кроется в низкой температуре – зимой нагрузка на аккумулятор возрастает, его характеристики снижаются при минусовой температуре. Например, удельное сопротивление с понижением температуры электролита до -18, скажем, морозным январским днем, возрастает в 2,7 раза. То есть максимальный отдаваемый батареей ток снижается.

Надо иметь в виду, что даже новый аккумулятор, оставленный в машине в морозную ночь, тоже будет испорчен из-за замерзания электролита. Это, конечно, будет особенно обидно.

Что же делать, чтобы не столкнуться с проблемой внезапно севшего аккумулятора? Во-первых, необходимо проверить уровень электролита и убедиться в том, что он прозрачен. Уровень проверяем в двух банках, если он низкий, необходимо добавить дистиллированную воду. Если электролит непрозрачен, имеется осадок, то дело в пластинах – скорее всего, они осыпаются, а это может привести к замыканию.

Во-вторых, проверьте общее напряжение и плотность электролита. Рекомендуемое значение плотности для зимы – 1270-1280 кг/м3. Если напряжение отличается от необходимого, то следует подзарядить АКБ при помощи зарядного устройства.

Еще один совет экспертов – утепление подкапотного пространства. Поверьте, укутаться в теплое одеяло хочется не только вам, но и вашему железному коню. В идеале, конечно, вообще подумать о гаражном хранении автомобиля хотя бы в зимний период. Но если речь о мегаполисе, такое машиноместо может стоить очень дорого. А вот специальные утеплители, которые продаются в любом автомагазине, будут явно дешевле.

А с маслом что?

Моторное масло – неоспоримо важная часть механизма вашего автомобиля. Подготовка к зимнему сезону обязательно включает в себя проверку и замену этого компонента.

При низких температурах моторное масло имеет свойство загустевать. Это в свою очередь приводит к двум вещам: во-первых, увеличивается износ трущихся деталей двигателя, а во-вторых, проворачивание вала двигателя станет более энергозатратным, ускоряя уровень разряда АКБ. Обязательно проверьте наличие металлического осадка в масле – при его обнаружении либо смените тип масла, либо проведите диагностику самого двигателя. Не забудьте, что даже если все в полном порядке, масло необходимо менять каждые 5-10 тысяч километров.

Вернемся к вопросу загустевания моторного масла на холоде. Итак, для зимней эксплуатации вам необходимо использовать масло меньшей вязкости, чем для летней – скажем, от 10W до 0W. Синтетика, полусинтетика или минералка – выбор зависит от рекомендаций производителя двигателя и предпочтений водителя. Обращайте внимание на степень очистки масла – для бензиновых и дизельных двигателей она будет разной.

Системы охлаждения и отопления

Не забудьте до наступления холодов проверить систему охлаждения двигателя. Многие водители в случае подтекания тосола добавляют воду в жидкость. Так вот, зимой так делать ни в коем случае нельзя – вода замерзнет на морозе, разорвет трубки системы охлаждения. В дальнейшем это может стать причиной серьезных поломок двигателя. Лучше слить ту смесь, которой вы пользовались летом, и залить новый качественный антифриз – в любом случае это будет дешевле, чем ремонтировать двигатель.

Система отопления так же требует сезонной проверки. Возможно, понадобится прочистить радиатор печки, патрубки. А если вы понимаете, что в самом салоне автомобиля воздух не нагревается, а температура двигателя не превышает 60 градусов, проверьте еще и клапан термостата – он может требовать замены.

И не забудьте, что зимой перед началом движения двигатель и коробку передач следует прогревать дольше, чем в теплое время года. Имейте в виду, что разные части мотора разогреваются за разное время — днище поршня, например, нагреется быстрее, чем зона канавок. К тому же все жидкости в машине тоже требуют времени для подготовки к работе. Поэтому никуда не торопимся, ждем, пока главные детали вашего авто прогреются полностью. Можем пока очистить как следует машину от снега, особенно стекла и фары — этого времени как раз будет достаточно.

Тормоза и топливо

Вспомним азы физики и поговорим про конденсат. Из-за перепадов температур зимой это чудесное явление природы появляется практически во всех закрытых автомобильных пространствах, где есть жидкость. Например, в топливном баке. Поэтому многие опытные автовладельцы всегда советуют следить за уровнем бензина – лучше, если он всегда будет превышать половину бака.

Тот же конденсат жидкости может капитально повредить тормозную систему. Дело в гигроскопичности: тормозная жидкость впитывает в себя воду. При минусовой температуре она замерзает внутри системы, из-за чего суппорт срабатывает медленнее. И вот у вас не срабатывают тормоза, вы дергаете ручник и уходите в красивый занос на обледеневшем зимнем шоссе. Как фигуристка в тройной тулуп. Хорошо, если на пути у вас будет только какой-нибудь сугроб.

Если перспектива попасть в ДТП вас совершенно не радует, не забудьте заменить содержимое тормозных шлангов и бачка – и делать это нужно каждые 30 000 км.

Не загораживаем обзор

Зима в мегаполисе – то еще зрелище, конечно. Особенно на дороге: грязная коричнево-серая жижа после реагентов, которыми так щедро посыпают улицы коммунальщики и дорожные службы. Глаза бы не глядели на это все, не правда ли?

Но лобовое стекло всегда должно оставаться чистым. В конце концов, это вопрос безопасности – такой же важный, как и работа тормозов. Поэтому запасаемся стеклоомывателем и меняем щетки дворников на новые. В магазинах можно найти даже отдельный вид – зимние дворники. Их конструкция не позволяет растаявшему снегу кристаллизоваться на рабочей поверхности – проще говоря, считается, что такие дворники не обледенеют.

Кузовные работы

Еще одной важной вещью будет подготовка кузова к морозам. Осмотрите его на предмет уже существующих царапин и повреждений. Лучше исправить их до холодов – перепады температур пагубно скажутся на поцарапанной поверхности автомобиля.

Но даже если у вас совсем новая машина, которую вы буквально вчера забрали из салона, антикоррозийная обработка все равно обязательна. Вспомните еще раз про вездесущие реагенты – как бы нас ни уверяли городские власти об их безопасности для автомобилей, случаев, когда машина «цветет» после зимы, полно. Обязательно уделите внимание нижним элементам кузова, так как им с этой гадостью сталкиваться придется больше всего.

Уделите внимание фарам, стеклам и наружным зеркалам. Любая, даже самая незначительная, трещина зимой может привести к неприятностям. Лучше обработать эти поверхности средствами с грязеотталкивающими и противообморозительными эффектами.

Возвращаясь к уже упомянутому выше конденсату — он может появиться и на резиновых прокладках дверей. Это приведет к их примерзанию, двери сложно будет открыть. Смажьте эти элементы силиконом — такая мера должна помочь.

Проще говоря

Подведем итог, что же необходимо сделать, чтобы подготовить автомобиль к зиме.

  1. Заменить летние шины на зимние;
  2. Проверить АКБ;
  3. Заменить моторное масло на менее вязкое;
  4. Проверить работу систем охлаждения и отопления;
  5. Проверить тормозную систему;
  6. Следить за уровнем бензина в топливном баке;
  7. Подготовить кузов и систему очистки стекол.

Надеемся, что ничего не забыли. Желаем вам не столкнуться в морозы с трудностями на дороге. Пользуйтесь нашими советами, а мы пока пойдем готовить сани к зиме!

 

Читать другие статьи